PREV CONTENTSNEXT

Урок 5. Простой секрет успешной учебы

     В результате соблюдения грамматических правил в английском языке существует сравнительно небольшая группа слов, отличающихся особо высокой частотой применения. Например, уже знакомые нам артикли встречаются практически на каждой строчке любой книжки. При этом форма неопределенного артикля an ожидаемо встречается реже, чем форма другая форма a этого же неопределенного артикля. Такое происходит потому, что гласных букв в английском алфавите меньше, чем согласных.

     При всем при том, частота применения артиклей не зависит (или практически не зависит) от предметного содержания текста. Поэтому в прикладных задачах, которые возникают, например, при создании и эксплуатации поисковых систем в Интернете, высокочастотные слова выделяют в отдельную группу. Откладывая в сторону высокочастотные слова, поисковые системы на основе анализа среднечастотных слов способны «угадать» к какой теме или области знаний относится тот или иной текст.

     Но сказанное, не означает, что отложенные в сторону высокочастотные слова не нужны. От этих слов большой прок, особенно в аналитических языках. И учащимся стоит уделять таким словам повышенное внимание.

     В синтетических языках имеет место относительная избыточность информации. Когда мы посылаем кого-нибудь в или за (в магазин за книгой), то автоматически подразумевается падеж и падежное окончание следующего за предлогом существительного. Если на предлог упала клякса, то мы можем по окончанию с некоторой долей уверенности угадать, какой предлог испортили.

     В английском языке, роль предлогов существенней. В английском языке клякса на коротком слове может в корне изменить все предложение. Например, сочетание in formats означает в форматах, а сочетание or formats означает или форматирует.

ЯЗСекреты успешной учебы

     Поэтому предлоги, союзы и другие служебные слова нужно заучивать твердо и как можно раньше. При этом не следует ждать понуканий от преподавателей или авторов учебников. Если некий гипотетический ученик, без разрешения учителя запомнит, что слова at, for, in, on являются предлогами, а слова and, but, or, if являются союзами, то он заметно облегчит себе будущую учебу. Облегчение наступит уже потому, что в текстах предлоги и союзы выполняют функцию, схожую с дорожными знаками в автомобильном движении, которые информируют о поворотах и перекрестках.

     Вообще, секреты эффективного изучения любых предметов потому являются секретами, что они очень просты и лежат на виду. Вот маленький, но важный секрет.
Высокочастотные слова нужно учить не только и даже не столько потому, что они высокочастотные. Высокочастотные слова нужно учить потому, что они грамматические, они раскрывают связь слов в предложении.

     Напомним, что в русском языке за связь слов в предложении большую часть ответственность несут окончания. Сравните следующие русские предложения.

     Петя любит Машу. Петя любил Машу. Петю любит Маша. Петю любила Маша.

      Слова одни и те же, а смысл различный. Если не знать грамматики русских окончаний, то адекватное прочтение невозможно.

     В английском языке, в котором почти нет окончаний, чтобы составить предложения с аналогичной информацией, нужны служебные слова. Если не знать соответствующих служебных слов, то тоже будет трудно понимать смысл. Но через несколько уроков более или менее внимательный читатель научится различать или составлять подобные предложения. А пока вспомним слова, которые мы уже рассмотрели.

     На первом уроке мы рассмотрели:

     Артикли: the, a , an

     Предлоги of, to, by, with

     На втором и третьем уроках мы познакомились с местоимениями

     1е: I, me , my, (mine)

     3е: he, him, his, (his)

     3е: she, her, her, (hers)

     3е: it, it, its, (its)

     1м: we, us, our, (ours)

     2м: you, you, your, (yours)

     3м: they, them, their, (theirs)

     Еще на третьем уроке мы узнали слово to в качестве признака инфинитива.

     Много новых слов мы узнали на четвертом уроке. Это синтетические (однословные) формы глагола (to) be: be, am, is, are, was, were, been, being. Синтетические (однословные) формы глагола (to) have: to have, have, has, had, having. А также глагол (to) do со следующими формами: to do, do, does, did, done, doing.

     Итого, если не рассматривать абсолютные формы местоимений (которые встречаются редко) и совпадающие формы глаголов, мы имеем шапочное знакомство с следующими словами:

     the, a, an;

     of, to, by, with;

     I, me , my;

     he, him, his;

     she, her, her;

     it, its;

     we, us, our;

     you, your;

     they, them, their;

     be, am, is, are, was, were, been, being;

     have, has, had, having;

     do, does, did, done, doing.

     Итого 42 словоформы.

     Добавим к этим словам перечисленные в начале урока союзы and, but, or, if и предлоги at, for, in, on. Получим 50 словоформ.

     Оценим, полезность знаний перечисленных выше полусотни словоформ на примере душераздирающего отрывка о происхождении электрического стартера. Дело происходило в начале 20 века в Америке, когда там как грибы вырастали автомобильные компании, в том числе Cartercar и Cadillac.

     Вот этот отрывок.

      A second major electrical innovation of this period was the electric starter. Until this time, engines were started with a hand crank at the front of the vehicle. The process required the operator to manually retard the ignition timing, usually with a lever on the steering column. If the operator failed to do this, the crank handle could kick back and cause serious injury to the operator. Byron Carter, builder of the Cartercar and a friend of Henry Leland, stopped to assist a lady who was having difficulty starting her car. The handle kicked back, breaking Carter's jaw. Gangrene set in, and he died several days later. Henry Leland was determined that such accidents would not happen again, and he directed Kettering, an engineer with Cadillac, to develop a solution. Kettering's solution was the electric starter, a system that remains in use to this day. Obviously, the starting and ignition systems produced by Kettering required a power source, and during this time, he also was busy developing a generator-battery system for electrical power.

     В приведенном отрывке слова содержится 173 слова, из которых 62 слова, то есть каждое третье слово из замечательной полусотни словоформ. В отрывке также содержится имена собственные, а также слова, значения которых понятно без перевода: period, electric, starter, lady, system и так далее.

     Таким образом, зная полсотни высокочастотных слов и несколько сотен международных слов, можно быть уверенным, что в нехудожественных текстах знакомой тематики будет менее половины непонятных слов.

     Приведенный пример призван убедить, что следствием изучения грамматики является знакомство с важными для понимания структуры английских предложений словами, и эти важные слова очень, очень часто встречаются. Поэтому, если вы начали читать эти уроки, то читайте, читайте и читайте. К тому же, чтение уроков полезно не только для изучения английского языка, но и для тренировки настойчивости.

     В заключение приведем перевод истории создания автомобильного стартера.

     Второе главное электрическое новшество этого периода было электростартером. До этого времени, двигатели заводились заводной рукояткой на передней стороне транспортного средства. Процесс требовал, чтобы оператор вручную уменьшил установку угла опережение зажигания, обычно рычагом на рулевой колонке. Если оператор не сумел сделать это, заводная ручка могла бы толкать назад и причинять серьезный ущерб оператору. Байрон Картер, создатель Cartercar (одна из многих фирм на заре автостроения. прим. переводчика) и друг Генри Леланда, остановился, чтобы помочь леди, которая имела трудности с запуском ее автомобиля. Ручка ударила назад, сломала челюсть Картера. Случилась гангрена, и он умер несколькими днями позже. Генри Леланд решил, что такие несчастные случаи не должны случаться снова, и он приказал Кеттерингу, инженеру с Кадиллака разработать решение. Решение Кеттеринга было электростартер - система, которая остается в использовании к этому дню. Очевидно, старт и системы зажигания, разработаныне Кеттерингом, требовали источника энергии, и в это время он также был занят развитием системы генератор-батарея для получения электрической энергии.

PREV CONTENTSNEXT