PREV CONTENTSNEXT

Урок 7. Наиболее употребительные аналитические формы глаголов

      Среди бесчисленных чудес современных цифровых технологий есть явление, именуемое регулярные выражения (regular expression). В англоязычных источниках их часто обозначают в сокращенном виде как regexp или RegExp. Так вот, эти RegExp, которые вошли в нашу жизнь с утилитой grep в операционной системе Unix, могут служить хорошим подспорьем при изучении английского языка. С RegExp хорошо знакомы программисты на языке Perl. Поэтому можно представить себе ситуацию, когда такой программист, изучая английский язык, озадачился вопросом о том, насколько часто встречается совершенное продолженное время в английских текстах, например, в рассказах о Шерлоке Холмсе. Решить эту задачу может и не программист. Для этого надо скачать из Интернета подходящий сборник рассказов, например, сайта gutenberg.org, а затем, с помощью того же MS Word искать следующие словосочетания: have been, has been, had been. А уже в найденных сочетаниях, которых будет не очень много, вручную искать нужные конструкции.

      Программист поступит иначе. Он возьмет редактор или просмоторщик, который поддерживает регулярные выражения и составит поисковую строку следующего типа:

      7.1] ((have|has|had ) been.*ing

      С помощью строки 7.1] программист в частности сможет, найти предложение 7.2].

      7.2] Holmes had been examining the cover of the notebook with his magnifying lens.

      Честно говоря, программист скорее всего составит поисковую строку посложнее. Он составит что-нибудь вроде 7.3].

      7.3] (\bhave\b|\bhas\b|\bhad\b).*\bbeen\b.*\w+ing\b

      В строке 7.3] комбинация символов \b указывает на границу слова, комбинация из точки и звездочки означает любое количество любых символов. Комбинация \w+ означает некоторое количество букв.

      С помощью подобных средств реальный программист постарается избежать проблем, связанных с переносом строк, небрежно расставленными пробелами и возможностями включения наречий внутрь аналитической формы.

      Вообще говоря, регулярные выражения заслуживают отдельных сорока уроков. Уж очень это полезный и доступный инструмент. Многие беслатные текстовые редакторы его поддерживают. Каждый бразузер его понимает, если обратиться к нему через посредничество JavaScript. Но в данный момент нам нужно о регулярных выражениях знать только, что в этих выражениях альтернативные варианты записываются в круглых скобках, разделенные вертикальной чертой.

      Позаимствовав способ описания альтернатив, мы сможем, например, описать спряжение глагола (to) be в прошедшем неопределенном времени следующим образом.
      ( I | he | she | it ) was
      ( we | you | they ) were

      Конечно, мы можем повыпендриваться, и написать это спряжение в одну строчку: ( ( I | he | she | it ) was | ( we | you | they ) were ).

      Но мы так делать не будем. Нам просто нужен удобный способ записи аналитических форм. Из регулярных выражений мы также заимствуем следующие конструкции .*ing для обозначения слов, которые кончаются на -ing, а также следующую выдуманную конструкцию, которая будет означать причастие прошедшего времени: (.*ed | ппв ).

      Эта конструкция содержит прозрачный намек на то, что причастия прошедшего времени часто заканчиваются на ed, но у некоторых глаголов могут иметь произвольный вид, который пришлось обозначить русскими буквами ппв.

      С учетом таких инноваций, примеры предыдущего урока будут выглядеть компактние.

      Например.

      (I | he | she | it | we | you | they) had (.*ed | ппв ).

      Вполне наглядный и легко читаемый пример, который означает, что берется любое местоимение, добавляется had и добавляется причастие прошедшего времени, которое либо кончается на ed, либо берется из словаря. Куда же еще проще и короче?

      А вот следующая конструкция читается несколько труднее.

      (I am| (he|she| it) is| (we|you|they) are) .*ing.

      Но мы не будем, без крайней необходимости, использовать вложенные скобки.

      Тот, кому не нравится вертикальная черта и круглые скобки в качестве описания альтернатив, может найти массу учебников, в которых те же самые альтернативы изображаются с помощью замысловатых таблиц, рисунков и намеками на то, что таковые изобретения авторов доступны даже умственно отсталым.

      Мы же будем из себя изображать знатоков современных информационных технологий, при случае снисходительно поясняя, что во многих языках программирования вертикальная черта означает альтернативу, соответствующую сочинительному союзу or или.

      На прошлом уроке мы рассматривали абстрактный правильный глагол xyz. Если глагол неправильный, то алгоритм формирования остается прежним, только прошедшее время и причастие прошедшего времени выбранного глагола надо брать из словаря или учебника.

      В качестве примера возьмем неправильный глагол choose выбирать и составим несколько предложений.

      Предложения 7.4] и 7.5] написаны в настоящем неопределенном времени.

      7.4] I choose the university. Я выбраю унивеситет.

      7.5] She chooses the university. Она выбирает университет.

      И вообще

      7.6] (I | we | you | they) choose the the university.

      Удобные палочки, не правда ли?

      В прошедшем неопределенном времени не будет ожидаемого окончания на –ed, а глагол в этом времени должен выглядить так, как подсказывает словарь:

      7.7] (I | He | She | It | We | You | They) chose the university.

      В общем, с синтетическими (однословными) формами английских глаголов все просто – имеется единственное куцее окончание –(e)s, сами знаете где.

      Но, как еще не раз сказано, важно уметь быстро распознавать аналитические формы глаголов и для этого мы учимся их формировать. Благо это не очень трудная задача.

      При формировании аналитических форм про chose забываем, и начинаем комбинировать chosen (берем из словаря) и choosing (обязаны уметь получать сами) с вспомогательными глаголами (to) be и (to) have следующим образом.

      7.8] I am choosing the university.
      7.9] (He | she | it ) is choosing the university.
      7.10] (We | you | they) are choosing the university.

      А также с прошедшим временем (to) be.

      7.11] ( I | He | She | It) was choosing the university.
      7.12] (We | You | They) were choosing the university.

      Теперь сменили вспомогательный глагол и причастие.

      7.13] I have chosen the university.
      7.14] He has chosen the university.
      7.15] (We | You | They) have chosen the university.

      А также с прошедшим временем глагола (to) have.

      7.16] ( I | He | She | It | We| You| They) had chosen the university.

      Наконец, сохраняя причастие, заменяем вспомогательный глагол и при этом (особое внимание!) изменяем предложение.

      7.17] I am chosen by the university. Я выбран университетом.
      7.18] (He | She | It ) is chosen by the university. (Он |Она | Оно) выбран(а|о) университетом.
      7.19] (We | You | They) are chosen by the university. (Мы |Вы | Они) выбраны университетом.

      Делаем то же самое, но с прошедшим временем глагола (to) be.

      7.20] ( I | He | She | It) was chosen by the university.
      7.21] ( We | You| They) were chosen by the university.

      В качестве итога урока укажем, что в английских текстах достаточно часто встречаются двухсловные аналитические формы глаголов, состав которых отражен в строках 7.22], 7.23] и 7.24].

      7.22] (am | is | are | was | were) .*ing
      7.23] ( have | has | had ) (.*ed | ппв)
      7.24] (am | is | are | was | were) (.*ed | ппв)

      В заключение урока еще раз почеркнем, что для получения популярных аналитических форм нужно знать очень немного – спряжение двух глаголов, умение прибавлять –ing и умение получать причастие прошедшего времени либо прибавлением –ed, либо нахождением оного в словаре.

      В общем, употребительные аналитические формы английских глаголов – это три сосны, в которых преподаватели и авторы пособий ухитряются запутать людей. Наиболее распространненый прием запутывания заключается в том, что автор (преподаватель) объявляет, что он объясняет просто. Поскольку просто объяснять простые вещи выглядит просто глупым, то ученики начинают думать, что просто объясняются сложные вещи и начинают искать сложность там, где ее нет и не было. Поэтому для успешной учебы нужно уметь не давать себя запутывать. Это замечание касается не только английского языка, но и любых других учебных предметов.

     Что же касается аналитических форм глаголов, то полезно для себя сочинить краткие прозвища популярным комбинациям глаголов be, have с причастиями. Например: бинг (b-ing), хед (h-ed) и бед (b-ed).

PREV CONTENTSNEXT