PREV CONTENTSNEXT

Урок 15. Сказуемое

     В предыдущем уроке приводились примеры сложных групп подлежащего, которые могут серьезно повлиять на желание изучать английский язык. Если желание осталось, то для успешной борьбы со сложными подлежащими нужно хорошо выучить возможные виды сказуемого и научиться их быстро "вылавливать" в составе длинных предложений, отсекая таким образом группу подлежащего от остальной части предложения.

     Разумеется, иногда знание сказуемых также необходимо для ответов экзаменаторам. Но для экзаменов нужно учить не язык как таковой, а тот учебник, который рекомендовали. А здесь делается попытка рассказать о сказуемых так, чтобы была личная польза от затраченных умственных усилий.

     В предыдущих уроках мы преимущественно использовали составное именное сказуемое с глаголом-связкой (to) be. Отметим, что составное именное сказуемое может быть очень коротким, как в примере 15.1], так и может быть распространенным, как в примере 15.2]. В этих примерах сказуемое подчеркнуто.

     15.1] Checking your steering is easy.
     15.1п] Проверка вашего (рулевого) управления легка.

     15.2] The knock detector is an accelerometer that detects engine structural vibrations.
     15.2п] Датчик детонации - акселерометр, который обнаруживает структурные колебания двигателя.

     В предложении 15.2] в состав сказуемого попало еще придаточное определительное предложение со своим сказуемым detects и своим подлежащим that. That – это высокочастотное слово, употребление которого заслуживает пристального внимания. В зависимости от ситуации that может быть союзом, может быть местоимением и может быть прилагательным. Такое совмещение функций – вполне обычное дело в английском языке.

     Отметим также, что в качестве глагола-связки могут употребляться (не очень часто) такие глаголы как feel, turn, grow, get, become, keep, remain, seem, look. Например 15.3].

     15.3] When the center electrode wears down, the gap becomes too large.
     15.3п] Когда центральный электрод (свечи) изнашивается, зазор становится слишком большим.

     Итак, признаком составного именного сказуемого является одинокий глагол-связка в длинной цепочке слов. Обычно это глагол (to) be в его популярных формах: (am | is | are | was | were ).

     Составное именное сказуемое имеет близкого родственника – сказуемое, выраженное довольно употребительным оборотом there + (to) be. Такое сказуемое имеет значение наличия чего-либо, в том числе и в недостаточном или нулевом количестве. Например.

     15.4] There is a leak in the cooling system.
     15.4п] Имеется утечка в системе охлаждения.

     Поскольку сочетание there is встречаются очень часто, то в разговорной и профессиональной речи порой используются сокращенный вариант написания этой конструкции, с использованием апострофа () как в предложении 15.5].
     15.5] There’s a leak in the cooling system.

     Вот еще пример оборота there + (to) be 15.6].
     15.6] There are two major types of automotive brakes: drum and disk brakes.
     15.6п] Есть два главных типа автомобильных тормозов: барабанные и дисковые тормоза.

     В предложениях с there (is|are) нет проблемы определения группы подлежащего, так как такие предложения почти полностью состоят из подлежащего, которое "захотело" расположиться после сказуемого.

     Оборот there + (to) be обычно классифицируется как проcтое глагольное сказуемое. К этой категории относятся сказуемые, выраженные глаголами в формах типа (xyz|xyzs|xyzed), (have|has|had) xyzed, (am|is|are|was|were) xyzing, (am|is|are|was|were) xyzed.

     Кстати, пора бы уметь самостоятельно составлять популярные виды форм английских глаголов. Пользуясь случаем, поупражняемся и возмьмем правильный глагол accumulate, понятные существительные accumulator и energy и составим с ними возможные комбинации глагольных форм из числа изученных. Должно получиться что-то вроде следующего.
     The accumulator accumulates the energy.
     The accumulator accumulated the energy.
     The accumulator has accumulated the energy.
     The accumulator had accumulated the energy.
     The accumulator is accumulating the energy.
     The accumulator was accumulating the energy.
     The energy is accumulated by the accumulator.
     The energy was accumulated by the accumulator.

     Казалось бы, любой читатель может легко составить эти предложения. Ведь нет ничего сложного. Имеется два вспомогательных глагола и два причастия. Из четырех возможных комбинаций глаголов с причастиями используются три, причем одна из комбинаций требует поменять местами подлежащее с дополнением. Ну что здесь сложного?

     Однако в жизни достаточно часто попадаются люди, которые не могут это сделать, хотя учили английский язык пять-семь лет с отличными оценками. Вероятно, здесь мы имеем место с религиозным отношением к учебе, при котором учитель и ученики выполняют некий сакральный обряд без конкретного практического смысла. От учеников требуется истовая демонстрация покорности и прилежания, а учитель должен быть строг, но справедлив, то есть одобрять тех, у кого ни фига не получается, и одергивать тех, у кого получается слишком легко, без видимых усилий.

     Возвращаясь к простому сказуемому, отметим, что аналитические, то есть многословные формы сказуемых легко распознаются по наличию вспомогательных глаголов (have | has | had) и (am | is | are | was | were ). В случае же, с простыми синтетическими формами, человеку с ограниченным запасом слов иногда может быть трудно увидеть глагол и, соответственно, сказуемое. Например, попробуйте увидеть сказуемое в предложении 15.7].

     15.7] The engine drivetrain system of the automobile consists of the engine, transmission, drive shaft, differential, and driven wheels.

     В случае аналитических форм, которые разпознаются по вспомогательным глаголам (have | has | had) и (am| is | are| was | were), которые большинство читателей упорно не хотят запоминать, некоторые затруднения могут доставлять обстоятельства в виде наречий, которые легко вклиниваются внутрь аналитической формы. Вот пример со знакомым глаголом replace, в котором выраженное наречием rapildy обстоятельство раместилось внутри аналитической формы are replacing.

     15.8] Digital electronic systems are rapidly replacing analog systems in automotive electronics.
     15.8п] Цифровые электронные системы быстро заменяют аналоговые системы в автомобильной электронике.

     Традиционно в грамматиках рассматриваются три типа сказуемых: простое глагольное, составное именное и составное глагольное.

     Составное именное мы рассмотрели в начале урока. В простом глагольном мы не рассмотрели будущее время, которое образуется с помощью бифуркационного глагола shall/will. Обычно считается, что у глагола shall/will есть формы прошедшего времени should и would, но проще считать, что should и would отдельные своенравные глаголы, которые чаще всего играют роль модальных глаголов. Как бы то ни было, глаголы shall, will, should, would служат признаком начала сказуемого и, соответственно, признаком конца группы подлежащего.

     Составным глагольным сказуемым называют такое сказуемое, которое начинается с модального глагола. Новичкам в первую очередь стоит запомнить глаголы can и may. Вот примеры этих глаголов.
     15.9] Piston rings can be replaced.
     15.9п] Поршневые кольца могут быть заменены.

     15.10]Your vehicle may refuse to start.
     15.10п] Ваша машина может отказаться заводиться (стартовать).

     

PREV CONTENTSNEXT