PREV CONTENTSNEXT

Урок 16. Дополнение

     Дополнением обычно называют второстепенный член предложения, обозначающий предмет или лицо, на которые направлено действие, выраженное глаголом. В этом определении кроется подвох. Люди читают глаголом, а воспринимают сказуемым, поскольку и в грамматиках и на уроках, когда говорят дополнение, то чаще всего подразумевают дополнение сказуемого. В высшей степени удивительно, но у этих лингвистов определенно затруднения со словами. Когда лингвисты пишут в учебниках, что в английском языке твердый порядок слов – подлежащее – сказуемое – дополнение, то каким местом или как они думают? Ведь в предложении Downloading files is easy они назовут files дополнением герундия downloading. И какой здесь порядок слов?

     В сказанном нет цели опорочить лингвистов. Они делают то, что умеют и на том спасибо. Речь идет о вас, уважаемый настойчивый читатель, который дошел до этого урока. Если вы, уважаемый настойчивый читатель, считаете, что в Правительстве не всегда принимают продуманные и последовательные решения, то будьте сами последовательны и не ждите от обычных учебников, написанных обычными людьми святой безупречности. Любой учебник в любой месте может быть написан плохо или содержать ошибки. Поэтому, если вам в каком-нибудь месте учебника не все понятно, то не торопитесь делать выводы о собственной неспособности к языкам и грамматикам. Не поленитесь открыть другой учебник или выйти с вопросом в Интернет.

     Возвращаясь к дополнению, вспомним, что при обсуждении простейших предложений мы вскользь упоминали, что герундий может иметь прямое дополнение. Но в данном уроке речь идет о том дополнении, которое входит в «костяк» предложения, то есть о дополнении после сказуемого.

     Обычно дополнение в той или иной степени поясняет действие. Напомним, что пояснением действий также занимаются обстоятельства. В этом сходстве функций содержится источник путаницы и проблем перевода.

     Чтобы обсуждать дополнение, нужно иметь в виду два понятия: переходность глаголов и актанты.

     Переходные и непереходные глаголы обычно известны со школьной скамьи. Например, глагол вести – переходный. Поэтому можно сказать я веду автомобиль. А вот глагол ехать – непереходный. Можно сказать я еду в автомобиле, на автомобиле; можно даже сказать я еду автомобилем (трамваем, поездом). Но нельзя сказать я еду автомобиль, то есть нельзя поставить слово автомобиль в винительном падеже без предлога.

     И в русском и в английских языках большинство глаголов – переходные. Непереходных глаголов сравнительно немного; обычно это те глаголы, действие которых замыкается на субъекте – спать, бежать, лежать. В английском языке граница между переходными и непереходными глаголами зыбкая и легко нарушается глаголами-трансвеститами, которые легко перемещаются из одной категории в другую.

     После переходных глаголов может быть (и обычно бывает) прямое дополнение. В английском языке нет разделения на именительный и винительный падежи – там один общий падеж, за исключением сравнительно редкого притяжательного падежа. Поэтому у них существительное выглядит одинаково и в роли подлежащего и в роли прямого дополнения. Сравните 16.1] и 16.1п].
     16.1] The pilot salutes the pilot.
     16.1п] Пилот приветствует пилота.

     Однако бывают случаи, когда одним дополнением не обойдешься. Сравните примеры.

     16.2] The student asks the professor.
     16.2п] Студент спрашивает профессора.

     16.3] The student gives the professor the record book.
     16.3п] Студент дает профессору зачетную книжку.

     В предложении 16.2] глагол ask (спрашивать) связывает два существительных, а в предложении 16.3] глагол give (давать) связывает три существительных. Чтобы легче было разруливать вопросы, возникающие при увеличении числа дополнений и запутывающих дело обстоятельств, французский лингвист Л. Теньер в середине 20 века предложил термин актант.

     Согласно Толковому переводоведческому словарю Л.Л. Нелюбина актанты – это:
     1. Участники глагольного действия — субъект и объект. Различают реальные и синтаксические актанты.
     2. Любой член предложения, обозначающий лицо, предмет, участвующие в процессе, обозначенном глаголом.

     Нам нет нужды забираться в лингвистические и терминологические дебри. Все, что нам нужно знать – это то, что предложения бывают двухактантные (типа 16.2]), трехактантные (типа 16.3]) и возможны ситуации, когда актантов нужно больше. Например, при взаимодействии слесаря с колесом, гайками и баллонным ключом.

     Актант пришелся ко двору из-за нежелания изобретать какой-нибудь новый термин, если уже есть подходящий. Можно про него и забыть, но как тогда воспринимать традиционную фразу из учебника английской грамматики вроде следующей?
     Беспредложное косвенное дополнение обычно стоит между глаголом и прямым дополнением.

Подобное утверждение иллюстрируется примером вроде следующего.

     "Give him a cigar," said Holmes.

     В этой фразе Холмса подразумевается три актанта, не считая его самого: Ватсон, капитан Крокер и сигара.

     Беспредложное косвенное дополнение применяется только с несколькими глаголами и без него можно обойтись. Если бы Холмс хотел обойтись без беспредложного косвенного дополнения, то он мог бы сказать: "Give a cigar to him". В общем, про беспредложное косвенное дополнение можно забыть, если не собираетесь сдавать экзамен по английскому языку.

     Наиболее распространенным типом дополнения является прямое дополнение. Прямое дополнение обозначает предмет или лицо, на которое непосредственно переходит действие, выраженное переходным глаголом.

     16.4] The battery stabilizes the voltage in the electrical system.
     16.4п] Батарея стабилизирует напряжение в электрической системе.

     Хотя прямому дополнению «на роду написано» быть существительным, на деле оно может быть выражено различными частями речи. Например, местоимением it, как во втором предложении сложно-сочиненного предложения 16.5]

     16.5] An oil pump keeps the oil circulating, and an oil filter keeps it clean.
     16.5п] Масляный насос поддерживает циркуляцию масла, и масляный фильтр сохраняет его чистым.

     Нередко в качестве дополнения выступает инфинитив. В предложении 16.6] на месте дополнения инфинитив глагола (to) run – бежать, работать. Кстати, обратите внимание на относительно редкий притяжательный падеж в группе подлежащего.

     16.6] Rudolph Diesel’s first engine was designed to run on peanut oil.
     16.6п] Первый двигатель Рудольфа Дизеля был спроектирован работать на арахисовом масле.

PREV CONTENTSNEXT