PREV CONTENTSNEXT

Урок 18. О целях и традициях

     Традиционная, вполне разумная цель изучения английского языка заключается во временном запоминании сведений для пересказа экзаменаторам с конечной целью получения некоторого документа, вроде диплома или аттестата. Если целью является диплом или аттестат, то попытки совместить требования экзаменаторов с практическими результатами часто бывают непродуктивными. Это хорошо видно на примере уроков физкультуры в средней школе. Можно быть мастером спорта международного класса и не иметь пятерки по физкультуре, из-за невыполнения норматива по метанию муляжа гранаты времен первой мировой войны.

     Вообще, при изучении любого предмета, попытка ученика знать больше и лучше, чем предлагает учитель-экзаменатор может рассматриваться (и часто рассматривается) как критика методов и личности экзаменатора, что ведет к вполне предсказуемым последствиям, поскольку обычно экзаменаторы не лишены естественных человеческих слабостей.

     Поэтому изучение английского языка для диплома и для себя – это погоня за двумя разными зайцами. Данные уроки предлагают опробованный на опыте вариант изучения для себя. В этом варианте первоочередная цель изучения – умение (при необходимости) разложить сложное предложение по полочкам со следующими наименованиями: главное предложение, подчиненное предложение, подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство, союзы и соединительные слова. Другими словами – научиться разделять предложения на смысловые части, что является необходимым, но не достаточным условием для понимания предложения в целом.

     При высоком уровне владения языком, например, родным языком, разделение на смысловые части выполняется машинально и кажется, что это происходит без грамматических знаний. Но грамматика имманентно встроена в язык, о чем свидетельствует крылатое выражение: казнить нельзя помиловать.

     При начальном уровне освоения языка разделение длинных предложений на смысловые части (члены предложения) связано с естественными затруднениями. Эти затруднения легче преодолевать с использованием не учебников английского языка, но с помощью грамматических справочников и методических пособий, посвященных трудностям перевода с английского. Разумеется, для понимания более продвинутых пособий, чем учебники для начинающих, требуется уверенное понимание основных грамматических терминов. Именно выработка привычки мыслить корректными грамматическими терминами при анализе английских предложений и должна быть (по мнению авторов данных уроков) первоочередной задачей новичка. Вместо этого, большинство пособий по английскому языку пытаются новичков в первую очередь научить говорить о том, что говорящий был инженером на фабрике «Полный вперед», не считаясь с тем существенным обстоятельством, что подобные фразы мало кто собирается выслушивать.

     Предыдущие уроки, которые по жанру ближе к беглой экскурсии, были призваны помочь каждому отдельному читателю определиться с ближайшими целями самообучения, или (как сказали бы военные) определиться с направлениями ударов и, в первую очередь, с направлением главного удара.

     И в стратегическом и в тактическом смысле выбор направления главного удара во многом определяет исход кампании, особенно, если имеют место ограниченные ресурсы. Конечно, если на изучение отводится несколько лет в педагогическом или другом подходящем вузе; о хлебе насущном и крыше над головой заботятся родители, а в хороших отметках заинтересованы преподаватели, которые сами же эти отметки и проставляют, то рассуждения о тактике и стратегии изучения английского языка не имеют практического значения. Но в реальной жизни, которая имеет обыкновение наступать после окончания вуза и заключения брачного союза, выбор стратегии и тактики изучения английского языка становится серьезной принципиальной проблемой.

     Дело в том, что преподаватели коммерческих курсов и авторы коммерческих пособий заинтересованы в сбыте своего товара, но располагают очень ограниченными возможностями по проверке качества своего товара. Похожие ситуации возникают и в других областях торговли. Например, при производстве и продаже пятновыводителя, продавец не знает и не может знать, каким образом и с каким успехом пользуются его товаром, но это не мешает ему рекламировать фантастические свойства продаваемого снадобья, приписывая молекулам состава немыслимые интеллектуальные свойства. Аналогично, продавцы коммерческих курсов не имеют возможности (да и не очень хотят) проверять, какие реальные знания получают их клиенты, как они впоследствии их используют, что остается в памяти клиентов через месяц, через полгода, через год. И еще меньше они могут знать о пользе своих курсов для конкретных людей различного образования. различных условий для карьерного роста и так далее. Да и зачем им это надо знать?

     В силу сказанного, в зрелом возрасте нужно не только иметь самостоятельное суждение о том, что нужно изучать, в какой последовательности, но быть готовым корректировать собственные суждения по мере накопления опыта и получения дополнительной информации. В частности, каждому читателю имеет смысл подумать о целесообразности продолжения чтения уроков. Возможно, что имеет смысл вернуться к началу для повторного и более внимательного чтения. Быть может, имеет смысл и вовсе прекратить посещение данного ресурса.

     Одно из преимуществ опережающего изучения грамматики состоит в том, что люди с высоким интеллектом и культурным уровнем могут двигаться существенно быстрее, чем это рекомендуется для учащихся среднего уровня. Это дает экономию времени и преимущество на последующих этапах обучения. Поэтому данный курс почти целиком сводится к знакомству с теми грамматическими явлениями, которые нужно знать человеку с высшим образованием для чтения специальной литературы на английском языке.

     В предыдущих уроках, стремясь как можно быстрее и дальше забраться в лес английской грамматики, чтобы запасти как можно больше дров знаний, мы проигнорировали несколько тем, без которых в реальной практике нельзя обойтись. Поэтому, начиная с настоящего урока, мы продолжим изучение грамматики в более традиционном и спокойном стиле, заполняя по ходу дела пробелы, созданные в ходе предыдущих уроков.

     Итак, слегка поднахватавшись того и этого, настроимся на более серьезный лад и перейдем к более формальному изложению. Более формальный подход необходим для того, чтобы в дальнейшей учебе можно было использовать пособия повышенной серьезности, такие как советские пособия для неязыковых вузов в качестве альтернативы ширпотребовским и бесплатным курсам.

     В большинстве учебников английского языка бытует дезориентирующие понятие – времена английских глаголов. Мы это понятие уже использовали, упоминая, в частности, про неопределенное время. Вот типичная цитата из учебника для неязыковых вузов.

     Времена глаголов в английском языке делятся на четыре группы: неопределенные времена (Indefinite Tenses), продолженные времена (Continuous Tenses), совершенные времена (Perfect Tenses) и совершенные продолженные времена (Perfect Continues Tenses).

     В каждой временной группе три времени: настоящее (Present), прошедшее (Past), будущее (Future).

     Такое количество времен навевает мысли о реинкарнации. Но, не во всех учебниках грамматическое и физическое (философское) время складываются в одну кучу. В частности, в очень авторитетной грамматике Бархударова–Штелинга рассматриваются не группы времен, а видо-временные формы глаголов. Другими словами – аспекто-временные формы глаголов.

     При серьезном отношении к изучению английского языка с временами английских глаголов (или их видовременными формами) необходимо разобраться сразу и навсегда в противовес школьной заповеди: учиться, учиться и учиться, чтобы ничего не понимать.

     Для начала справимся со словарем. Даже, тем, кто никогда не изучал английский язык, известно, что время – тайм, то есть time. А вот слово tense, знакомое некоторым особо образованным, по словам тензометр, тензометрия, в английских грамматиках означает не напряжение, а грамматическое время. Чтобы не путать грамматическое время с обычным временем, будем называть грамматические времена тензо-временами. Тогда вышеприведенную цитату из учебника можно представить следующим образом.

     Тензо-времена глаголов в английском языке делятся на четыре группы:

     неопределенные тензо-времена (Indefinite Tenses), продолженные тензо-времена (Continuous Tenses), совершенные тензо-времена (Perfect Tenses)

      и совершенные продолженные тензо-времена (Perfect Continues Tenses).

     В каждой группе три времени:

     настоящее (Present),

     прошедшее (Past),

     будущее (Future).

     Перечисленные названия времен или тензо-времен следует заучить не столько с целью понимания английского языка, сколько с целью понимания языка, на котором сведущие люди пишут об английском языке. А смысл и содержание перечисленных терминов, мы начнем рассматривать на следующем уроке.

     

PREV CONTENTSNEXT