PREV CONTENTSNEXT
Food is an important
part of a balanced diet.
Fran Lebowitz
U.S. writer and columnist.

Урок 36. Как набирать запас слов

     Накопление первоначального запаса слов – важная часть (an important part) изучения английского языка. Но именно к этой части большинство авторов и учащихся относятся с умиляющей небрежностью. В общей формулировке проблема заключается в том, что учат не те слова и не так, как надо.

     В первую очередь стоит обратить внимание на тот факт, что английские дикторы говорят со скоростью около 200 слов в минуту. Бесплатную программу Adobe Reader, предназначенную для чтения файлов в формате PDF можно настроить на чтение вслух (aloud) английских текстов. По умолчанию эта программа установит темп чтения 190 слов в минуту. Скорость чтения можно уменьшить до 150 слов в минуту или увеличить до 650 (!) слов в минуту. В эти цифры стоит вдуматься.

     Если темп речи составляет 200 слов в минуту, то это означает, что на каждое слово отводится 0.3 секунды. Значит, слушатель должен уметь улавливать смысл слова за очень короткое время. Если человек не слушает диктора, а читает текст «про себя», то скорость будет не меньше, и необходимость быстрого понимания сохраняется.

     Человеческая память похожа на память современного компьютера тем, что имеются разные участки памяти с разной скоростью доступа. У компьютера регистровая память обычно быстрее оперативной памяти; оперативная память быстрее, чем дисковая память; дисковая память быстрее, чем память на флешке. Человек тоже хранит информацию на неравноценных участках памяти. Например, обиходные слова находятся в быстрой памяти, а фамилии артистов из старых фильмов хранятся где-то там, в отдаленных кладовках.

     Что-то похожее имеют в виду преподаватели иностранных языков, разделяя слова на активный и пассивный запас. Такое деление вполне удобно для студентов иняза, но новичкам, у которых все слова пассивные, заученные слова лучше делить на «быстрые» и «медленные». Между заучиванием «быстрых» и «медленных» слов имеется огромная разница. Можно привести аналогию с печатанием на клавиатуре. Со скоростью 30 знаков в минуту печатать может каждый, кто потратил 10 минут на изучение расположения клавиш. Скорость 60 знаков в минуту требует пару часов упражнений, а для достижения скромной скорости в 200 знаков в минуту требуется десятки часов.

     Пассивный запас или слова в «медленной» памяти имеют практическую ценность, только при наличии достаточно большого активного запаса (запаса «быстрых» слов). В противном случае пассивный запас только мешает. Этот факт известен всем и с давних пор. Тот же Гуннемарк подчеркивает, что плохо выученные слова хуже невыученных. Большинство разумных людей, имеющих опыт самостоятельного изучения иностранного языка, согласятся с Гуннемарком. Действительно, если есть предложение из 20 слов, из которых 19 слов хорошо известны читателю, то недостающее слово может всплыть в памяти, или быть угадано из-за контекста. А если в 20 словах пять слов такие, что вызывают ощущение, что когда-то где-то они встречались, то после непродуктивных колебаний все равно придется лезть в словарь, и время выяснения значений слов будет исчисляться не долями секунды, а минутами.

     Существуют и порой успешно продаются методики, позволяющие за короткий срок заучить 1000, 3000 и более слов. Нельзя сказать, что все такие методики беспочвенны. Например, методика Самвела Гарибяна по запоминанию 3000 английских слов работает, по крайней мере, на нем самом. Гарибян – чемпион мира по запоминанию. С этой методикой можно ознакомиться на сайте www.samvel.ru.

     Но надо отдавать себе отчет, что с помощью мнемонических техник можно быстро записать в «медленную» память. Фактически, создать в голове словарь. Это немало. Из словаря в голове значительно легче переместить слово в быструю память. Но немедленной отдачи от запомненного словаря ожидать не приходится. Если вы читаете такой текст, который и на родном языке труден для понимания, и при этом ваш мозг лихорадочно работает на пределе возможностей в поисках значений слов, то на какое понимание текста можно рассчитывать?

     Итак, нужно не просто учить слова, но учить их очень, очень хорошо. Вместо заучивания трех новых слов, лучше три раза повторить уже известное слово. Психологически это трудно воспринимать, но подобный подход практикуется в таких видах спорта, как гимнастика, акробатика, прыжки в воду... Похожий подход есть у серьезных музыкантов, циркачей...

     Осветив вопрос «как учить», поговорим на тему «Какие слова учить?»

     Относительно легко отобрать для заучивания начальные 500-600 слов. Во-первых, это примерно 300 высокочастотных грамматических слов, описанных в книге «Высокочастотные слова английского языка». Во-вторых, это около 150 неправильных глаголов, то есть около 450 словоформ. В-третьих, это с полсотни таких глаголов, которые Пумпянский называет глаголами-характеристиками.

     Большинство высокочастотных слов мы рассматривали в этих уроках. Это артикли, предлоги, союзы, местоимения, вспомогательные и модальные глаголы, наиболее употребительные прилагательные и наречия.

     Подходящий список неправильных глаголов можно найти в любом учебнике.

     Список рекомендуемых к заучиванию глаголов-характеристик приводится ниже.

     (to) accept, (to) acknowledge, (to) admit, (to) advertise, (to) announce, (to) appear, (to) appreciate, (to) argue, (to) assign, (to) assume, (to) believe, (to) claim, (to) classify, (to) conclude, (to) consider, (to) declare, (to) define, (to) demonstrate, (to) deny, (to) depict, (to) describe, (to) desire, (to) determine, (to) dislike, (to) establish, (to) estimate, (to) expect, (to) explain, (to) fear, (to) guarantee, (to) happen, (to) imagine, (to) intend, (to) like, (to) list, (to) measure, (to) mention, (to) note, (to) notice, (to) observe, (to) obtain, (to) order, (to) permit, (to) picture, (to) place, (to) predict, (to) prefer, (to) pretend, (to) propose, (to) prove, (to) rate, (to) realise, (to) recognize, (to) regard, (to) remember, (to) report, (to) represent, (to) require, (to) reveal, (to) suggest, (to) summarise, (to) support, (to) suppose, (to) suspect, (to) treat, (to) view, (to) want, (to) wish

     Глаголы-характеристики упоминаются не в каждом учебнике, но запоминать эти глаголы нужно уже потому, что они глаголы. При изучении языка глаголам в принципе нужно уделять больше внимания. Глаголы более информативны, по сравнению с другими частями речи. Например, если в предложении есть слова ПОЛИЦЕЙСКИЙ ПИСТОЛЕТ УБИВАТЬ то, в зависимости от формы глагола, смысл сообщения может существенно колебаться. Полицейский мог быть сам убит, мог убить, не дать убить и все это в различных временах и аспектах.

     Глаголы-характеристики нужно учить также потому, что они часто встречаются, поскольку выражают универсальные, отвлеченные понятия. Например, глагол (to) appear появляться может применяться к самым разным предметам. В текстах могут появляться: динозавры, реклама, русалки, книги, НЛО, прыщи, грамматики...

     Еще одно свойство глаголов-характеристик в том, что они широко употребляются в научно-технических текстах в составе речевых шаблонов, похожих на русские шаблоны со словами: говорят, считают, полагают, утверждают, сообщают, кажется, очевидно, вероятно, несомненно, по-видимому, по мнению, по свидетельству, по словам...

     Все вышесказанное в данном уроке не является чем-то новым. Подобные утверждения можно встретить в учебниках середины прошлого века, но в текущем веке не все учебники считают необходимых знакомить читателей с реальными трудностями. Но есть и приятные исключения. К числу таких исключений, относится книга А.В. Клименко «Ремесло перевода». В аннотации этого практического курса сказано, что он написан для студентов, учащихся, преподавателей, широкого круга лиц, интересующихся проблемами перевода с английского языка.

     Итого, мы насчитали несколько сотен слов, необходимых для заучивания, но которые сами по себе почти ничего не значат. Так оно и есть. Это прелюдия, пролог, преддверие, увертюра, точка отправления (называйте как хотите) изучения английского языка. Набор последующих слов зависит от круга вопросов, которые интересуют учащегося. Если интерес сводится к компьтерной литературе, то первоначальный запас легко наберется сам собой по той простой причине, что в компьютерной литературе используется много международных терминов, да и пишется она для широкого, общемирового круга читателей. Поэтому словесных выкрутасов в компьютерных книгах обычно не очень много.

     Разработка более подробных рекомендаций по созданию первоначального запаса представляет собой отдельную проблему, выходящую за рамки данных уроков. Можно дать только общий совет. Ни в коем-случае не следует заучивать все те слова, которые попадаются при переводе. Прежде, чем начать переводить, необходимо определить спискок тех слов, который учащийся намерен выучить в течение ближайщих двух лет и стараться учить слова преимущественно из заранее выбранного списка.

     Ученые из Оксфорда расстарались и для изучающих английский язык составили список слов под торговой маркой Oxford 3000. Составители очень гордятся этим списком и считают его лучшим в мире. Они утверждают, что данный список представляет 95% слов большинства текстов. Найти это творение лингвистов можно на сайте с длинным названием oxfordlearnersdictionaries.com.

     Можно согласиться с составителями списка в том, что Oxford 3000 – лучший в мире список, но не потому, что он очень хорош, а потому, что другие списки вовсе никуда не годятся, включая Бейсик Огдена и Специальный Английский Голоса Америки. Дело не в том, что составители плохо работали, а в том, что сама идея универсального списка слов для всех и на все случаи довольно сомнительна. Если вызубрить 3100 слов, входящих в Oxford 3000 и начать читать ту же книгу про авторемонт для тупиц, то выяснится, что около 1000 слов учили зря, а примерно 1500 слов придется учить дополнительно. В том числе придется учить такие слова как brake, transmission, fluid, spark, cylinder, coolant, filter, diesel, manual, hose, radiator, valve, ignition, pump, hood, exhaust, suspension, pedal, bearing, leak, jack, clutch, maintenance, rust, wrench, combustion, injection, piston, gauge, dipstick. Разумеется, ни о каких 95% и речи быть не может. В лучшем случае наберется 85 процентов, из которых 50% составляют 100 выскочастотных слов! Получается, что 3000 слов дают знание 35 процентов текста. При этом 1000 слов совсем не нужны, а от еще одной тысячи пользы совсем немного.

     Так или иначе, но основная проблема накопления персонального запаса слов в том, что выученные по подсказке других людей слова могут вам никогда не понадобиться. Например, из 1000 слов, которые впихивают в головы школьников, примерно половина обиходных слов типа spoon, towel, yesterday, tomorrow в технических и научных текстах не встречается или встречается очень редко. Поэтому нет ничего удивительного в том, что человек, проучивший пять-семь лет язык, открывает the book и видит a fig.

     

PREV CONTENTSNEXT